Информация о выпускнике

Крюков Николай Егорович

Имя Николая Егоровича Крюкова, генерального директора Новокузнецкого завода резервуарных металлоконструкций, Героя Кузбасса, заслуженного строителя России, почётного гражданина Кемеровской области, депутата Кемеровского областного Совета народных депутатов 3-х созывов, по праву занимает одну из самых ярких страниц в летописи славных имен Кузбасса и Новокузнецка. Николай Егорович твёрдо убеждён, что семья – начало всех начал. Сегодня, сам будучи дважды дедушкой, он с глубоким почтением и уважением вспоминает своих родителей: «В 30-е годы прошлого века мои родители, Егор Иванович и Аксинья Федоровна, и их четверо детей – Алексей, Екатерина, Мария, Валентин – приехали в Сталинск (ныне – Новокузнецк), где в то время шло бурное строительство КМК и где я родился в 1937 году. Нам дали две комнаты в ‘‘коммуналке’’ на улице Лазо – почти хоромы после землянки Соцгорода, где мы жили, когда приехали в город. Вскоре старшая сестра вышла замуж, и семья стала еще больше. И хотя повсюду стояли кровати и раскладушки, жили дружно – в тесноте, да не в обиде. К труду нас целенаправленно не приучали, но мы знали: наша помощь необходима родителям и по дому, и в огороде. От работы не отлынивали ни под каким предлогом и выполняли родительские просьбы беспрекословно. Мама никогда не ругалась, никого не осуждала, прощала обидчиков – неукоснительно всю жизнь следовала Божьим заповедям. Ей выпала нелегкая доля: отец пропал без вести на фронтах Великой Отечественной, и она, как тысячи русских вдов, сама поднимала пятерых детей и внушала нам необходимость образования». 

Николай Егорович, самый младший сын Крюковых, прошел путь от подпаска до генерального директора одного из крупнейших предприятий Сибири – Новокузнецкого завода резервуарных металлоконструкций, который с 2007 года носит его имя. 

Любое дело должно быть не только интересным, но и полезным для тела и ума. Исходя из этого принципа, Н.Е. Крюков еще в детстве выбирал свои увлечения: футбол, который развил в нем черты лидера, уверенность, чувство справедливости по отношению даже к самому слабому, и шахматы – отличная тренировка логического и стратегического мышления. Надо ли говорить, что эти качества помогли будущему директору НЗРМК завоевать непререкаемый авторитет среди сверстников уже в молодые годы. Окончив восьмилетку, Н.Е. Крюков поступил в техникум. И сразу после защиты диплома был призван в армию. Получив главные воинские навыки, ефрейтор Н.Е. Крюков был назначен замещать старшину роты на время его отпуска. Он оставался верен себе и в новой для него ипостаси – справедливым к людям, ответственным, соблюдающим субординацию, порядочным, умеющим держать слово. После учёбы Николая направили в Одесский военный округ. Николай Егорович с благодарностью вспоминает эти годы: «Сегодня многие молодые люди испытывают страх перед службой в армии, и совершенно напрасно. Армия – хорошее место проверить себя, чего ты стоишь как человек, как самостоятельная личность вдали от дома. Она развивает такие качества, как исполнительность, адекватная самооцен¬ка, ответственность, умение ладить с людьми, учит делать первые шаги в нестандартных ситуациях, которые нередко случаются и в гражданской жизни». 

Демобилизовавшись, Николай Егорович вернулся в Новокузнецк, устроился на Абагурскую аглофабрику. И за последующие 12 лет прошел обычный для того времени трудовой путь: машинист транспортера, машинист смесителей, подручный агломератчика, агломератчик, старший агломератчик, мастер, начальник смены. «Карьерный рост ради карьеры, как сегодня нередко бывает, – рассуждает Николай Егорович, – приводит либо к непомерным амбициям, либо к внутреннему опустошению. Ни то, ни другое не делает человека счастливее. «Всему свое время» – это древняя истина. Каждая новая ступень карьерной лестницы должна опираться на предыдущий профессиональный и жизненный опыт. А в основе любых устремлений, в том числе и карьерных, должны лежать благородные мотивы – сделать жизнь вокруг лучше, помочь людям в решении их проблем. Тогда человек становится созидателем в самом широком смысле слова». 

Параллельно с работой Н.Е. Крюков заочно учился в Сибирском металлургическом институте. Добросовестного, ответственного работника, вникающего во все нюансы дела, умеющего найти общий язык с людьми, заметили партийные лидеры, и в 1972 году он был назначен освобожденным секретарем парторганизации Абагурской аглофабрики. В этой работе очень пригодилось приобретённое в армии умение руководить людьми, четко, по-военному ставить цели и решать задачи. В 1974 году первый секретарь Новокузнецкого горкома КПСС Николай Спиридонович Ермаков предложил ему должность заведующего промышленно-транспортным отделом. Но после трех лет работы в горкоме Н.Е. Крюков, любивший конкретное производство, настойчиво стал просить перевести его на хозяйственную работу. Политика никогда не была для него самоцелью. На общественную деятельность Николая Егоровича благословил настоятель Спасо-Преображенского собора, протоиерей Александр Пивоваров. 

Возможность вернуться на производство представилась в 1978 году. Кандидатуру Николая Егоровича Крюкова на должность директора Новокузнецкого завода резервуарных металлоконструкций утвердили на самом высоком уровне – в Минмонтажспецстрое. Но хозяйство ему досталось отнюдь не передовое: на заводе имелось много нерешенных вопросов, а в экономике страны наметился застой. С чего начинать? «Перво-наперво обошел весь завод, – рассказывает Николай Егорович, – поговорил с людьми, понял их настрой. Начал с дисциплины, ведь отношение рабочих к своему делу, к заводу – основа всех экономических преобразований.